Тема форума: как устроиться стюардессой в авиакомпанию Украины
Нам удалось пообщаться с бывшей стюардессой, которая в течении 15-ти лет проработала в престижной авиакомпании Украины! На нашем форуме Алина (так зовут стюардессу) делится своими отзывами о работе стюардессы на самолёте, даёт советы начинающим бортпроводникам, а также подскажет, как устроиться стюардессой в Украине. Для удобства читателей нашего форума мы организовали беседу в виде интервью ("вопрос-ответ").
Алина, здравствуйте! Если практически все мальчишки ранее мечтали стать космонавтами, то стать стюардессой это без преувеличения мечта большинства современных девчонок ещё с детства. Поэтому первый же вопрос нашего форума - как девушке стать стюардессой в Украине? Что для этого нужно? Какими навыками должны обладать те, кто хочет покорить небо?
Для будущей бортпроводницы важно иметь опрятный внешний вид, приятный тембр голоса и, как часто неформально это называют - "миловидные черты лица". Важным критерием для получения этой вакансии является пунктуальность и исполнительность. В той украинской авиакомпании, в которой работала я - там оценивали креативность и творческое мышление. Для работы на международных рейсах могут потребовать знание английского на разговорном уровне, впрочем, если вы им подойдете, они оплатят вам стажировку (научат всему тому, чего вы не знаете). И, конечно же, у будущей стюардессы должно быть крепкое здоровье, особенно здоровье сердечнососудистой системы, что досконально проверяется на медкомиссии.
А внешние данные, так называемый "золотой стандарт" (параметры "90-60-90") - стюардесс это не касается?
Это распространённое заблуждение, что стюардессы на самолётах должны обладать "модельной внешностью", "фотогеничностью" и идеальными параметрами тела. Да, конечно, стройная фигура приветствуется и это будет плюсом, но это далеко необязательное условие для работы стюардессой.
С английским на международных рейсах, с пунктуальностью и исполнительностью - всё понятно. А вот Вы сказали, что для бортпроводников важно иметь "миловидные черты лица" и "приятный тембр голоса"? Можно как-то поподробнее осветить этот момент?
Другими словами девушек с "прокуренным" (грубым) голосом, с грубыми чертами лица, как их ещё называют - "угрюмых", некоммуникабельных, не умеющих улыбаться в стюардессы не берут. Внешний вид будущей стюардессы должен предрасполагать пассажиров самолёта к общению. Кто будет обращаться к стюардессе, у которой весь внешний вид говорит "не лезь ко мне с вопросами".
Бортпроводник - это лицо авиакомпании, поэтому к выбору "лица" дирекция авиакомпании подходит ответственно. Отсев на собеседовании очень серьёзный, желающих стать стюардессой много, а вакансий, увы, мало. Со мной на собеседование пришло 37 соискателей! К концу второго этапа собеседования нас осталось всего пять, реальную же работу получили только два человека - я и ещё одна девочка!
Жёстко! Но "дарвинизм", в прямом понимании этого термина, пока ещё никто не отменял. Ну, хорошо - вот мы попали на собеседование, нас пригласили в авиакомпанию как потенциального кандидата на должность бортпроводника самолёта. Что дальше? В каком виде следует приходить на собеседование? Так сказать - "дресс-код" какой-либо нужен? Расскажите во всех деталях, пожалуйста.
Есть такая поговорка: "по одёжке встречают" - это напрямую относится к бортпроводникам! При выборе одежды следует придерживаться "делового дресс-кода". Юбка должна быть на уровне или не намного выше колен, сверху желательно надеть блузку. Из обуви лучше отдать предпочтение туфлям без каблуков или же выбрать туфли на невысоких каблуках. Макияжем лучше не баловаться, идеально чтобы это был слабый, еле заметный макияж. Длинные волосы лучше завязать в "конский хвост".
Посмотрите в интернете фото стюардесс, обратите внимание на их форму, вот примерно также вы и должны прийти на собеседование. Не в форме, конечно, но посмотрите на длину юбки, на туфли, на сам стиль одежды. Понимаете, ваш работодатель, взглянув на вас должен увидеть в вас кандидата на эту вакансию. Были случаи, когда девочек даже не допускали к собеседованию, потому что те пришли в шортиках и в маечке или если они опоздали более чем на пять минут. Они уходили в слезах.
Что даже пунктуальность проверяют?
Конечно! Вы же работать в авиакомпанию устраиваетесь! Как Вы себе представляете непунктуальную стюардессу? Самолёт готов к вылету, уже стоит на взлётной полосе, но вылет задерживают, поскольку все ждут, пока стюардесса соизволит приехать. Где Вы такое видели или слышали? Пунктуальность и исполнительность - это базовые качества стюардессы! Как я уже говорила - это один из самых важных критериев отбора бортпроводников в авиации.
Вернёмся к собеседованию - какой вообще формат этой процедуры? Что представляет из себя собеседование и сколько длится по времени?
Собеседование проходит в три этапа. В разных авиакомпаниях формат собеседования может разниться, но в той украинской авиакомпании, куда устраивалась я, было три этапа. Собеседование длилось неделю. Если первый этап пройден, приглашают на второй этап, который состоится через 2-3 дня, если успешно пройден и второй этап - приглашают на третий (на последний) этап, который опять же состоится через несколько дней.
Так, а вот с этого момента, если можно, во всех подробностях, так сказать - по каждому этапу, пожалуйста!
Если вы не опоздали на собеседование, если пришли в подобающей форме одежды - начинается само собеседование! Первый этап самый сложный, здесь отсеивается 80% кандидатов! У нас даже была такая шутка - если прошла первый этап, считай что должность уже твоя! Здесь с будущими стюардессами будут беседовать сразу несколько человек: кадровик авиакомпании, психолог (который будет следить за тем, как вы держитесь и как дайте ответы на вопросы), и ещё два-три человека сотрудники из этой же авиакомпании. Они оценивают ответы с точки зрения пассажиров, т.е. дают свою оценку - понравилась бы им такая стюардесса в самолёте или нет. Они вроде как "сторонние наблюдатели".
Второй этап - английский язык, задают вопросы (просьбы) на английском языке, которые обычно возникают у пассажиров во время полёта, нужно понимать, что у тебя спрашивают. Я работала в авиакомпании, которая осуществляет международные рейсы, поэтому нужно было знать английский язык. У меня он "похрамывал", но как оказалось, это не было помехой. Как я уже говорила - если успешно пройден первый этап, английский вам предложат "подтянуть", причём стажировку оплатит сама авиакомпания.
Третий этап - медкомиссия. Проверяют всё и досконально! Основной упор делается на сердечнососудистую систему, поскольку в полёте меняется давление, поэтому у бортпроводников должно быть отменное здоровье! Будущие бортпроводницы проходят психологов, наркологов, проверяют зрение, анализ крови сдавали около десяти раз, проверяли обмен веществ, гормональный фон. В общем, если где-то и проверяют организм "на клеточном уровне" - так это в авиации!
А что спрашивают на этом самом сложном "первом этапе"? Что это за вопросы, на которых "сыпется" такое количество кандидатов?
Например, задали вопрос-ситуацию: "пассажир пролил на Вас кофе - Ваши действия". Или: "Вы вышли к пассажирам, чтобы пожелать им приятного полёта вначале Вашего рейса, но поскользнулись или зацепились за что-то и упали. Вы встали - на Вас все смотрят, кто-то ухмыляется, пара пассажиров громко смеётся и аплодирует. Сделайте объявление".
Или вот такой вопрос, уже в конце собеседования мне задали - "почему мы должны взять именно Вас? Каким таким навыком Вы обладаете, чтобы мы сейчас же без промедления подписали с Вами контракт и отправили бы домой всех тех девушек, которые за дверью ждут своей очереди". Таких вопросов и разыгрываемых ситуаций около двадцати.
Интересно! Это Вам на собеседовании такие вопросы задавали? А можете привести примеры ответов на них?
Разным кандидатам могут задавать разные вопросы и ситуации, но, да конкретно эти вопросы задавались мне. На вопрос с кофе я ответила: "улыбнусь пассажиру и скажу ему - сейчас принесу Вам новый кофе". На вопрос с падением, ответила: "Дамы и господа Вас приветствует авиакомпания... (как ни в чём не бывало говорю вступительную речь), в конце объявления добавила - если кто-то решит выйти в туалет, будьте осторожны, в нашем самолёте как выяснилось скользкие полы (и показываю лёгкую улыбку)".
На вопрос касательно того, почему должны взять меня, я ответила: "к большому сожалению, я не была знакома с остальными кандидатами, поэтому их навыков знать не могу, чтобы сравнить их со своими. Но я (далее перечислила свои качества - пунктуальность, исполнительность, быстрая обучаемость и адаптируемость к непредвиденным ситуациям)". В конце добавила: "а может не нужно сразу всех домой отправлять, мне же нужна будет помощница в полёте, одна я не справлюсь, кто-то же должен будет меня подменить, когда я буду форму от пролитого кофе чистить" - этот ответ вызвал здоровый смех у всех присутствующих.
Понимаете, большинство вопросов там составлены для оценки креативности, они не подразумевают точного и прямого ответа с "математической точностью", т.е. вопросы и ситуации подбираются так, чтобы понять насколько быстро и как адекватно будущая стюардесса будет действовать в непредвиденных ситуациях и при конфузах. Как я говорила там сидит психолог, который оценивает реакцию и ответы, поэтому если девушке на собеседовании задают вопросы, а она молча сидит с широко раскрытыми от страха глазами или отвечает что-то невнятное начиная при этом "бормотать" и запинаться - это фиаско.
Ловко Вы их с ответами, особенно с помощницей, которая Вас заменит при пролитом на форму кофе! Сразу говорят - "Вы приняты" или "Вы не приняты"? Или звучит старая избитая фраза "мы Вам позвоним"?
Говорят сразу, в авиации нет "размытых ответов" или недомолвок. У них всё чётко, как у военных. Девочкам в глаза так и говорили - "извините, Вы нам не подходите" и называли причину почему. Когда я прошла третий этап (медкомиссию) меня попросили подойти к кадровикам авиакомпании, там мне сразу же сказали - "Вы нам подходите, мы заинтересованы в сотрудничестве с Вами". После оговаривают детали работы - зарплату, примерно, сколько полётов в месяц, рассказывают - на каких самолётах летают, в какие страны будут рейсы, оговаривают некоторые аспекты работы и направляют на стажировку.
Как стажируются стюардессы? Сколько по времени длится этот процесс? И что в конце стажировки? Сдают ли стюардессы экзамен?
Стажировка проходит в учебном центре авиакомпании. Там есть учебные модели самолётов, нам рассказывают - что мы должны делать и как, что обязательно следует проверить перед началом полёта, рассказывают как действовать в чрезвычайных ситуациях, наизусть заучиваем правила техники безопасности, и как оказывать первую медицинскую помощь. В общем, знания мы доводим до автоматизма. Бортпроводников, наверное, готовят также как и космонавтов!
Вся стажировка длилась 1,5 месяца, каждый день с понедельника по пятницу в течении нескольких часов. Я ещё параллельно посещала занятия по английскому языку, как я говорила, он у меня недотягивал до требуемого уровня. За месяц довела английский до разговорного уровня. Также мы систематически уже, когда работали, проходили перестажировку, наши знания и умения действовать в непредвиденных и аварийных ситуациях регулярно контролировались сотрудниками авиакомпании.
Экзамена как такового стюардессы не сдают, в прямом понимании понятия "экзамен". Но, да - наши знания контролируют, проверяют - задают ситуации, спрашивают - где в самолёте огнетушитель, как проверить ремни безопасности, как пользоваться кислородными масками. На этом, как Вы его назвали "экзамене" стюардесс просят показать всё то, чему их учили на стажировке. Вот по английскому языку (который я подтягивала) - там да, я сдавала экзамен, причём на самом экзамене присутствовал носитель языка из Великобритании.
Что представляет из себя сама работа стюардессы? Расскажите про свои так сказать "трудовые будни"?
Думаете, первыми в самолёт заходят пилоты? Нет - стюардессы! Мы должны проверить ремни безопасности и сидения, проверить верхние шкафчики (куда складываются ручные клади) - закрываются ли они, ничего ли не сломано, проверяем кислородные маски, проводим так сказать "ревизию" - всё ли есть в наличии (кофе, напитки, средства первой помощи), проверяем исправность средств технической безопасности. И только после того как мы всё проверим и убедимся в исправности - в самолёт можно запускать пассажиров!
У многих работа стюардессы ассоциируется с работой официанта, но это распространённое заблуждение! Если я скажу, что бортпроводники - это глаза и уши пилотов, это будет чистая правда. Пилот видит только приборную панель, он не видит того что происходит в салоне самолёта - горит ли что-то, искрит или дымится. Да, датчики это фиксируют, но пилот не побежит решать эти проблемы, это ложится на плечи стюардесс!
По прибытию в место назначения мы провожаем пассажиров, осматриваем салон самолёта (не забыл ли кто-то свои вещи) и последними уходим. Далее, как правило, 1-2 дня на отдых и рейс обратно, может быть рейс и через несколько часов - это зависит от графика, а он систематически корректируется авиакомпанией. Стюардесса не привязана только к одному рейсу. Бортпроводников меняют, сначала вы можете летать по одному графику в какие-то одни страны, после вас ставят на другой рейс (там другой график и рейсы уже в другие страны).
Вы говорите, что работали в международной авиакомпании, летали за границу. А куда были рейсы? В каких странах Вы побывали?
Как я уже говорила, стюардесс ставят на разные рейсы, сначала я была приставлена к полётам в одни страны, потом в другие. Были туры в Катар, в Дубае, в ОАЭ, в Турцию часто летали, в страны Европы были рейсы (весь Евросоюз, наверное, объездила), в Китае часто бывала. Очень нравился график работы, когда прилетев в страну следующий рейс только через 1-2 дня, в это время можно было посмотреть город, сходить на экскурсию. За годы своей работы за границей побывала сполна и впечатлений теперь на всю жизнь хватит!
Не сочтите за наглость, это просто праздное любопытство - а какая зарплата у стюардесс в Украине?
В той авиакомпании, в которой работала я, стюардессам платили от 800$ до 1500$ в месяц (в зависимости от стажа работы). Были и бонусы за сверхурочные, нам оплачивали отпуска и больничные. В отпуска, кстати, летали бесплатно и в отелях нас селили бесплатно, у нашей авиакомпании был собственный туроператор, для сотрудников были бесплатные путёвки в те страны, с которыми сотрудничала авиакомпания. Медкомиссию регулярно проходили опять же за счёт авиакомпании.
В общем, как это называется - "полный соцпакет". Я напомню, что я работала в украинской компании (название указывать не буду), она специализировалась на международных рейсах, поэтому зарплаты были привязаны к доллару США. Мы тогда ещё в шутку с девчонками говорили - "экономический кризис стюардессам нипочём"!
Не могу не задать вопрос из классического фильма - у Вас несчастные случаи в полёте были?
За время моей работы у нас было несколько аварийных посадок. Два раза был пожар в кабине самолёта, один раз загорелась проводка, второй раз пассажир каким-то образом через таможню провёз легковоспламеняющуюся жидкость. Драки между пассажирами случались. Обмороки - очень частое явление. А однажды у девушки начались роды прямо в полёте, благо среди пассажиров был врач.
В общем, как говорят бывалые стюардессы - всё то, что происходит в реальной жизни, происходит и на борту самолёта. Все бортпроводники, работающие в сфере авиации, как я уже говорила, систематически проходят стажировку, поэтому как действовать в чрезвычайных и непредвиденных ситуациях, мы знаем уже на рефлекторном уровне.
Алина, спасибо Вам огромное за такие познавательные отзывы на нашем форуме! Будем надеяться, что теперь девушки так сказать "со знанием дела" обретут больше уверенности, чтобы приблизиться к работе своей мечты. Как принято в конце любого интервью, буквально тезисно дайте, пожалуйста, несколько рекомендаций и напутствий тем, кто решил устроиться стюардессой в Украине.
Если вы всерьёз решили стать стюардессой развивайте в себе такие качества как пунктуальность, исполнительность, коммуникабельность и уверенность в себе. Всему, что вы не умеете - вас обязательно научат, если вы подойдёте на эту должность (если пройдёте собеседование).
Если вас уже пригласили на собеседование - учтите всё то, о чём я уже говорила в интервью (когда приходить и какую форму одежды выбрать), также подготовьте заранее ответы на "каверзные вопросы", чтобы не теряться на собеседовании. Если вас спрашивают, а вы чего-то не знаете, так и скажите - "к сожалению, с этим не знакома, но готова приложить усилия чтобы максимально быстро разобраться" или "я быстро осваиваю новые знания". Как в своё время сказала я - "мой английский, к сожалению, недотягивает до разговорного уровня, но я готова в короткие сроки его подтянуть". Понимаете, в вас ещё хотят видеть человека, который готов быстро адаптироваться к новым условиям.
В резюме указываете правду и только правду, никаких недомолвок или искажений информации! Если вскроется неправдивая информация, а она рано или поздно вскроется (поскольку стюардесс проверяют досконально) - авиакомпания может разорвать с вами контракт! У нас был такой случай - бортпроводницу уволили за то, что она смолчала о наличии у неё судимости, причём судимость была за что-то очень незначительное, т.е. это была даже не уголовная судимость, а какое-то административное правонарушение.
Следите за здоровьем, если не пройдёте медкомиссию (если выявят какое-либо хроническое заболевание, при котором летать противопоказано) вакансию стюардессы вы не получите. Здоровый образ жизни должен стать для вас нормой.
И - удачи, она вам понадобиться! Поверьте эта работа действительно стоит того чтобы за неё побороться!
Наш проект предлагает Вам эксклюзивную возможность получить должность стюардессы в международной авиакомпании Украины!
Преимуществом нашего веб-портала является то, что Ваше резюме приходит непосредственно в дирекцию авиакомпании!
Готовы стать стюардессой? Тогда - полетели! Отправляйте резюме, и Вы гарантировано в короткие сроки получите приглашение на собеседование!
ВНИМАНИЕ! КОЛИЧЕСТВО ВАКАНСИЙ ОГРАНИЧЕНО! СПЕШИТЕ ПОЛУЧИТЬ РАБОТУ СВОЕЙ МЕЧТЫ!
|